Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » Файлы » Тульская М. В. » Тульская М. В.

Урок ОРКСЭ "Храм. Устройство православного храма"

[ Скачать с сервера (30.8 Kb) ]

Тема урока:  "Храм. Устройство православного храма"

Цель: сформировать целостное представление о православном храме, его внутреннем и внешнем устройстве.

Задачи:

Образовательные (предметный результат)а

 – обобщить знания о назначении и устройстве православного храма;

– дать представление о формах и цветовом решении храма и его внутреннем устройстве.

Развивающие (метапредметный результат)

– развить интерес к знаниям о храме;

– сформировать мотивацию к изучению православной культуры; обогатить и активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитательные (личностное развитие)

– воспитать ценностное отношение к храму как духовному, историческому и культурному наследию;

 – сформировать уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в православной культуре;

 – усвоить правила поведения в храме;

  – осознать, что в культуре православного народа имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация слайдов, таблицы «Знаю, слышал, хочу узнать», нетбуки для детей.

 

                                              План урока

Организационный момент. Самоопределение к деятельности - 2 мин.

Постановка учебной цели                                                              - 2 мин.

Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала                                                                                         - 5мин.

Восприятие нового материала                                                       - 27 мин.

Первичное закрепление изученного                                              - 4 мин.

Итог урока. Рефлексия                                                                     - 3 мин.

Домашнее задание                                                                           

                                  

                                               Ход урока:

I. Организационный момент.

СЛАЙД 1  -Добрый день. Мир подобен книге, открытой каждому разумному человеку. Он учит добру, вере и милосердию. Давайте сегодня перевернём ещё одну страничку в этой книге. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и духовного познания.

 

II. Актуализация усвоения знаний учащихся.

(проверка домашнего задания, повторение пройденного материала)

Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с золотым правилом этики. Повторим его хором.

СЛАЙД 2 – ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

(На экране слайд с правилом)

«Во всём, как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Учитель: Чему же учит золотое правило этики? Ответ на этот вопрос вы должны были найти в пословицах и поговорках.

Дети читают свои пословицы и поговорки. Например: «Не рой другому яму: сам в нее попадешь», «Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.

Учитель: Какой же вывод можно сделать из всего этого?

ВЫВОД:  -Ответы учащихся. Прежде, чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка, и задать себе вопрос: каково было бы мне, если бы так поступили со мной?

Учитель: Я надеюсь, что это правило станет главным законом вашей жизни.

 

III. Выявление восприятия, мотивация. Определение темы и целей урока.

А о чём мы будем говорить на этом уроке - вы узнаете из стихотворения

 

Этот дом - не просто дом!

 Он красивый и с крестом,

 Золотые купола,

 Звонкие колокола!

 Помолиться в этот дом

 Ходят в трепете святом

 По утрам и вечерам.

 Это – православный храм

 

СЛАЙД 3.- православный храм

 

-Правильно, ребята. Это и есть тема нашего урока: Православный храм

- Что вы уже знаете о храме?

Напишите об этом в  « Листах ПОЗНАНИЯ»  

- Что вы написали? Озвучьте свои записи. (отвечают устно)

 

 

-Что бы вы хотели узнать о православном храме сегодня на уроке?

(перечисляют)

ДЕТИ: -Что такое храм?  (на доске)

          -Как устроен православный храм?

          -Какой был первый храм?

         -Зачем люди приходят в храм?

 

IV. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала

 

-Для того чтобы получить ответы на эти вопросы мы совершим  виртуальную экскурсию в храм.

-Ребята, а что такое храм?

-Давайте посмотрим значение этого слова в энциклопедиях и  словарях.

(ДЕТИ работают со словарями)

V. Изучение нового материала.

 

-Итак, я приглашаю вас в храм.

(СЛАЙД  4. - с видом храма)

- Жизнь христиан на Руси была тесно связана с жизнью храма. Православный храм- это Дом Божий. Он не похож на обычный дом. А что его отличает  от обычного здания? На этот вопрос вы сможете ответить, поработав с текстом. -Не забудьте сделать пометки на полях. +- если вы это знаете, - если не знаете,  ? – если хотите об этом узнать больше.

(-Читают на фоне МИНУСОВКИ  «Белый храм».)

-Что отличает храм от обычного здания?- (только из текста)

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

(ПОМЕТКИ)

- А где вы поставили пометку (?) или (-)?

ДЕТИ:  Я поставил метку, потому что я не знал что храм –это памятник архитектуры. А я поставил вопрос, потому что хочу узнать про внутреннее убранство храма.

(Православный храм богат своим внутренним убранством….)

 

-Подробнее об этом вы узнаете из видео. Посмотрите и выпишите названия частей храма. (………….) в ваш «Лист Познания» в графу «Что я узнал о храме»

 

СЛАЙД 5. - (ВИДЕО – экскурсия в храм)

после просмотра-

 

-Ребята, вы познакомились с устройством храма.

- Из чего состоит храм?- Какие слова вы записали?

 

 

-Давайте проверим, как вы запомнили названия частей храма?

-Поработаем в группах. Обратите внимание на схему храма на слайде.

СЛАЙД 6. - СХЕМА

-Вспомните правила работы в группе.

1 задание

-Найдите для каждого определения своё слово – затем озвучьте. Слова – подсказки вы найдёте в кабинете.

- Что у вас получилось?

2 задание 

- А теперь подберите изображение части  храма к  этим определениям. Покажите соответствия.

3 задание

- А теперь постройте храм на доске.  С какой части будем начинать строительство? (с паперти….)

 

-Что вы узнали, выполняя эту работу?

ВЫВОД: -Мы узнали,  как устроен храм.

 

- Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

 

- Кто строил и украшал храм? Кто писал историю храма? (строители, архитекторы….)

СЛАЙД 7- РАБОТА В ГРУППАХ

-Представьте, что ваша группа историки, ваша – краеведы, вы – зодчие, а вы- иконописцы.

4 задание

-Каждая группа должна  рассказать, какой вклад вносят  в строительство храмов люди ваших профессий. Найдите информацию на страницах Википедии.

(ДЕТИ  работают с Википедией, рассказывают)

5 задание

- Мы разобрались с профессиями, давайте теперь каждый вополнит свою работу.

-*Историкам необходимо найти информацию о первом храме и рассказать, какие обряды испокон веков проводятся в храме.

-*Краеведам необходимо сопоставить виды храмов Чернянского района  с их названием, а также рассказать нам о первом храме Чернянки.

-*Зодчие расскажут о том, как строились храмы и назовут отличительные черты храма от других зданий.

-*Иконописцы расскажут о том, как создаются иконы и назовут главные иконы православных храмов.

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ в той же очерёдности)

-Ребята, обратите внимание на наш храм. Чего не хватает внутри храма? (икон) Давайте украсим наш храм иконами.

- Так, зачем же люди приходят в храм?

СЛАЙД  8 - ЗАЧЕМ ПРИХОДЯТ В ХРАМ

– ВЫВОД.

 

 Стихотворение « Благовест»  читает учитель.

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

 

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый,

 

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает...

 

 (Звучит колокольный звон.)

-Что вы сейчас услышали?

 

(РАССКАЗ учителя о  разных звонах колокола.)

-Звон колоколов сопровождал каждого человека всю жизнь, этот мир колокольных звуков был столь же естественным для каждого, как, например, солнечный свет или дуновение ветра. Звоны не только несли благую весть, звали на молитву, они ещё и обороняли: набатом предупреждали о беде – пожаре, наводнении, набеге степняков………………………………………………………………………..

-А теперь, ребята, я предлагаю вам самим определить, какой колокольный звон вы слышите. Отгадайте, что это был за звон  и докажите свою точку зрения.

-Доказательства найдите в учебнике на стр.53

(ДЕТИ слушают звон, угадывают название)

-Церковные колокола и церковный звон являются великой духовной святыней, которая составляет славу и гордость нашей державы, определяет честь и характер нации. Колокольные традиции должны бережно сохраняться и впредь для потомков.

-А знаете ли вы, что самый большой колокол  в мире находится в Московском Кремле (рассказ учителя).   -ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ-

 

-Ребята, вы получили ответы на все вопросы?

-Наша виртуальная экскурсия по православному  храму подходит к концу. И я предлагаю вам разгадать  кроссворд

-Слова в листе познания вам могут помочь в этом.

 

Что я знаю о храме

Что сегодня узнал о храме

Что хочу узнать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Разгадывание кроссворда.)

 четверостишье----------------

 А теперь вы сами составите стихотворение о храме  в виде синквейна

 

(ДЕТИ составляют синквейн в группах)

 

Храм.

Православный, белокаменный.

Молиться, верить, прославлять.

Храм – это дом Божий.

Вера.

 - Хорошие синквейны вы составили, а дома нарисуйте православный храм.

Рефлексия

-А теперь пришло время заполнить третью колонку в листе познания:

 «Что я хочу узнать о храме  на последующих уроках?»

- Продолжите фразы: (на экране)

  1. На уроке я узнал…
  2. Мне было интересно…
  3. Теперь я …..
  4. Мне запомнилось…

 

Учитель: Благодарю вас за работу и желаю, что бы вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь вокруг себя.

Просмотров: 258 / Добавлено: admin / Дата: 15.10.2016
Комментарии: